Быть предпринимателем могут далеко не все люди, поэтому некоторые продают собственный бизнес. Свое дело требует полной отдачи сил и времени, зачастую, люди оказываются к этому не готовы к этому, и предпочитают отказаться от собственного дела. Также это может быть связано с тем, что бизнес не позволяет получать тех эмоций, которые были раньше, либо он просто скоро окажется невыгоден.
Где искать покупателя?
Покупателей для бизнеса найти не так просто. Можно попробовать поискать через знакомых. Может быть кто-то из круга контрагента захочет выкупить бизнес. При этом навредить репутации может вслух о том, что бизнес распродают, поэтому следует быть осторожнее. Если информация о продаже бизнеса дойдёт до кредиторов, персонала или поставщиков, то это вызовет их беспокойство. Новость о продаже бизнеса может привести к снижению цены продажи, трудовым конфликтам, либо полному краху дела.
Существуют специализированные форумы, где можно выставить объявление о продаже фирмы. На Авито, где можно увидеть много тысяч подобных объявлений, где публикуются о продаже бизнеса (инвестиции, франшизы и др).
Если не получается продать бизнес самостоятельно, то следует задуматься о том, чтобы обратиться к проверенным бизнес-брокерам. За свои услуги они берут процент с продажи.
В России наиболее популярными профилями компаний для продажи являются торговые точки, гостиницы, автомойки и так далее.
Продать бизнес можно как по полной цене, так и в рассрочку. При продаже по полной цене продавец получает от покупателя полную стоимость сразу, а при рассрочке – выплаты распределяются во времени.
Покупателями могут быть начинающие предприниматели, у которых нет опыта открытия бизнеса, но есть финансовый капитал, поэтому они хотят купить уже готовый бизнес, чтобы не тратить время на открытие, а сразу начинать зарабатывать прибыль. По этой же причине покупателями бизнеса могут стать уже опытные предприниматели.
Какие ошибки совершают предприниматели при продаже бизнеса?
Самой популярной ошибкой, которую совершают бизнесмены при продаже собственного дела является недостаточная подготовка к процессу продажи. В данном случае речь идёт о невыгодных договорах, которые заключила компания в прошлом, и которые могут быть легко расторгнуты. Также это относится к беспорядку в бухгалтерии и отсутствию активов. В результате покупатели не видят перспективы развития данного бизнеса, из-за чего отказываются от сделки, а время тратится зря.
Как подготовиться?
Идеальной компании не существует, поэтому необходимо убедить покупателя в том, что с юридической точки зрения с бизнесом все в порядке, и что он будет приносить прибыль. Продавцу необходимо заранее подготовить собственный бизнес к продаже, в том числе навести порядок в бухгалтерии и провести анализ финансового состояния. При продаже необходимо проанализировать не только бухгалтерский и управленческий учёт, но и юридическое оформление бизнес-проекта.